• Apple phone app link
  • Android phone app link

Барселона. Собор Святого семейства

Восточный фасад Рождества Христова

    Фасад Рождества Христова, интересен тем, что в отличие от двух других, его успел завершить сам Антонио Гауди. Все архитектурные фигуры Мастер изваял максимально достоверно, в натуральную величину. Для точности пропорций, Гауди делал слепки с мертворожденных младенцев, а также с усыпленных хлороформом животных, чем и объясняется поразительная точность скульптурных изображений.

    Поскольку Гауди боялся начинать работы с фасада Страстей (из-за жестокости изображаемых сцен), первым он приступил к части, которая рассказывает о Рождестве Христовом и других библейских сюжетах. На нем расположены три портала (по числу главных христианских добродетелей) — Веры (Иосифа), Надежды (Марии) и Любви (Иисуса). Они разделены двумя колоннами, которые стоят на черепах (морской и сухопутной). Эти рептилии, изображенные на гербе Козимо Медичи, выражают его девиз «Festina lente» — «Поспешай медленно», что очень емко характеризует подход Антонио Гауди к строительству собора. Непосредственно сами колонны выполнены в виде пальмовых листьев. Именно ими народ встречал Иисуса, входящего в Иерусалим. Колонны венчают два трубящих ангела, возвещающих рождение Христа.

    Вся торжественная архитектурная композиция портала Любви изображает сцену появление на свет Иисуса. Она увенчана колонной, которая разделяет Центральные врата. Под ее основанием находится размозженная голова змея, а непосредственно на ней начертаны имена предков Иисуса. Христос появился на свет в яслях, которые располагались в пещере, поэтому портал Любви тоже похож на пещеру. Рядом с Марией и Иосифом находятся символичные животные — ослик и бык. Сверху Рождения располагается каменная Вифлеемская звезда. Именно на ее свет шли волхвы (слева) и пастухи (справа), для того чтобы поклониться новорожденному Спасителю. Над звездой — архангел Гавриил, сообщающий стоящей на коленях Марии благую весть. Выше над Коронованием начертана латинская анаграмма JHS, означающая «Иисус спаситель людей». Над ней расположен зеленый кипарис и белые голуби. Кипарис на портале Любви часто трактуют как рождественское дерево. Однако его символическая нагрузка глубже. В Испании кипарисы часто сажают на кладбищах. И это может означать две вещи. Первая: «Прах в земле, а душа на Небесах. Там, куда указывает вершина кипариса». Вторая: «Придет время и усопшие воскреснут, чтобы больше не умирать, как вечная зелень кипариса». То есть кипарис в данном случае — символ вечности и вечной жизни. Голуби на дереве символизируют души, стремящиеся соединиться с Богом через Христа. Пеликан, сидящий под деревом вечности, знак жертвенной любви Христа. Птицу, которая кормит своих птенцов мясом, вырванным из собственной груди, не видно. Но можно разглядеть ангелов, собирающих жертвенную кровь в кубки. На вершине кипариса — символ Троицы — красный крест, похожий на букву Т. В греческом языке буква «тау» — первая в слове Бог. Лента, крест-накрест пересекающая букву Т, — это Христос. А голубь – Святой Дух. Непосредственно под кипарисом изображена сцена прославления Девы Марии, в окружении апостолов Матфея, Фаддея, Симона и Варнава.

    Портал Надежды, находящийся слева от главного входа, декорирован архитектурными композициями, рассказывающими о бракосочетание Марии и Иосифа, сцене бегства в Египет, избиение младенцев солдатами царя Ирода, а также юного Иисуса в плотницкой мастерской Иосифа. Справа на портале Веры изображены эпизоды: прихода Иисуса во храм, Христоса среди учителей, повзрослевшего Иисуса, занимающегося плотницким делом. Примечательно, что все статуи копии живых людей. Везде разбросаны барельефы: летящих птиц, лодки рыбака, уплывающего в бухту, звезды Рождества, Святой Дух и Млечный Путь. На самом верху виднеется созвездие Близнецов рядом с прочими зодиакальными символами. Большой камень символизирует гору Монсеррат, где на основателя храма Святого Семейства Жозеп Бокабелья снизошло, что именно он должен создать Общество почитания святого Иосифа в Барселоне. На камне начертано обращение к Черной Мадонне Монсеррат — Salva nos — «Спаси нас».

    Присмотревшись внимательно, можно рассмотреть голову быка, различных жителей океанских вод, таких как рептилии, тритоны и морских ежей; морских раковин, кораллов, подводных водорослей, по которым взбираются улитки. А также апельсиновые и оливковые деревья, гранаты, кусты роз и миндаля. Все скульптуры будто обтекают камнями, обтесанными таким образом, чтобы воспроизвести неторопливое течение вулканической лавы.

    Фасад Рождества устремлен навстречу восходу, в противовес, расположенному с обратной стороны фасаду Страстей. Символизм этого решения неслучаен. С восходом солнца мир наполняется добром, а с его закатом начинается история страстей.

    Загрузка