• Apple phone app link
  • Android phone app link

Барселона. Собор Святого семейства

Природные мотивы Антонио Гауди

    Архитектура во все времена была плотно переплетена с природой. Противопоставляя свои сооружения ландшафту или, в противовес, отыскивая между ними гармоничное звучание, зодчие старались соотнести свои невероятные замыслы с окружающей средой. Колонные зала древнеегипетских храмов отождествлялись с окаменевшей рощей, древнегреческие архитекторы свои сооружения мерили пропорциями человеческого тела. Но никогда «застывшая музыка» не была прямым подобием естественной среды. Поэтому такое неожиданное впечатление природные мотивы Антонио Гауди, которые он воплотил в своих постройках.

    Среди архитектурных деталей возведенных Мастером на границе XIX—XX веков есть водостоки в виде морских раковин, опоры в форме стволов деревьев, сталактитов, гирлянд водорослей. Не случайно все творения Антонио кажутся произведениями не архитектора, а скульптора, который вылепил их руками. «Природа, — часто повторял Гауди, — не геометр, а ваятель». Помощник Гауди любил вспоминать, как Маэстро доверил ему строительство винтовой лестницы, но не показал чертежа. Вытянув вперед руку, и немного закруглив ее, будто держась за воображаемые перила, Антонио быстрым шагом совершил на месте несколько небольших кругов, как будто поднимаясь по ступенькам. «Это надо сделать именно так», — коротко сказал он. Опыты Гауди до сих пор остаются выдающимися в истории архитектуры.

    Со смертью Антонио прервался рост главного «растения» в его рукотворном «саду» — собора la Sagrada Família. 43 года Гауди подарил главному произведению всей своей жизни, которое сложно назвать зданием, настолько оно походит на фантастическое, но все же творению природы. Саграда, пусть и недостроенная, и сегодня удивляет и поражает воображение. Не случайно, жители Барселоны поражались, когда оно диковинным, фантастическим растением росло на их глазах. Как это часто бывает, зритель оказался неподготовленным к восприятию столь непривычных архитектурных форм. Одни озадаченно молчали и пожимали плечами, другие безостановочно ругали, называя «каменным кошмаром». Но прошло время, и все рассмотрели в нем то, чего не смогли увидеть вначале. И постепенно Собор Святого семейства стал главной архитектурной «звездой» Барселоны, как в Лондоне — башня Биг Бен, во Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, а в Париже — Эйфелева башня.

    Загрузка