• Apple phone app link
  • Android phone app link

Барселона. Прогулка по городу

La Sagrada Família

    Такие гении рождаются раз в тысячелетие, люди совершенно не воспринимающие окружающую действительность, всеми силами ломающие ее для обывателя своими произведениями и творчеством. Именно таким был Мэтр испанской архитектуры Антонио Гауди. Возможно, спустя пятьдесят, а то и сто лет, когда окрестные дома нехотя расступятся, миру обнажится одно из главных творений человечества, принадлежащее перу истинного Мастера — грандиозный La Sagrada Família Собор Святого семейства, который в настоящее время является самым длинным долгостроем.

    Возведение храма стартовало 19 марта 1882 году, в день святого Иосифа Обручника, на участке, купленном церковью на пожертвования горожан. В те далекие времена территория находилась за чертой Барселоны. Изначально над проектом работал архитектор Франсиско де Вильяр, который планировал возвести церковный комплекс, окруженный учебными заведениями. Основной собор он хотел построить в неоготическом стиле. Но спустя 10 лет, он покинул проект из-за разногласий с церковными властями, которые были заказчиками.

    В тоже время строительство уже стартовала, и для его продолжения пригласили Антонио Гауди, который в то время имел громкую славу неординарного и талантливого архитектора. Тогда еще никто не знал, что La Sagrada Família станет главным делом его жизни, которому он посвятит более 40 лет. Маэстро полностью переделал проект, считая готику и неоготику довольно устаревшими стилями, поэтому в работе использовал только базовые компоненты этих архитектурных направлений. Основным лейтмотивом собора были собственные безумные разработки Великого Гауди, но он также обращался к барокко, модерну и мавританскому стилю. Гениальный Антонио был ярым католиком, и свою профессию, которую считал своим призванием, принимал как миссию апостола, а эстетическим мечтам (в которых видел смысл жизни) придавал религиозно-мистический характер. Поэтому в архитектуре храма он собирался реализовать весь Новый Завет.

    Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, он следовал вдохновению, которое посещало его в ходе работы над проектом. Из-за бескрайнего потока идей Гения страдали строители, которые, порой, вынуждены были останавливаться и даже переделывать уже возведенное. Гауди так погрузился в проект, что поселился на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Но неспешное создание собора происходило не только из-за безумного архитектора, с самого начала церковь поставила жесткие условия, что возведение храма будет осуществляться исключительно на пожертвования. Порой, сам Великий Гений отправлялся на улицу, просить подаяния. При этом сам он вел весьма скромный образ жизни, если не сказать нищенский, ведь за работу над созданием La Sagrada Família он не получал ни копейки. Гауди питался фруктами с молоком, а ходил всегда в одном и том же костюме, который со временем так обветшал, что его принимали за нищего. Однажды друзья не выдержали, и, когда Антонио спал, сняли с него мерки и купили ему новую одежда.

    Мнение горожан о Соборе Святого Семейства разделилось на диаметрально противоположное, одни боготворили проект, другие проклинали, но ни одного человека он не мог оставить равнодушным. Местные жители сравнивали медленно растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника. Любовь великого архитектора к природным формам брала свое начало из детства. Маленький Антонио страдал ревматизмом и не мог принимать участие в играх со сверстниками, но ему это было и не нужно. Мальчик был нелюдим и часами проводил время в длительных прогулках, развивая наблюдательность и восхищаясь причудливостью форм природы, которая впоследствии и стала основным лейтмотивом всего творчества Гауди.

    Антонио, понимая скоротечность времени и ограниченность бюджета, осознавал, что не успеет при жизни окончить грандиозный комплекс. В планы Гауди входило возведение три фасада: Славы, Страстей и Рождества, но под его непосредственным руководством закончить удалось только последний. В 1892 году стартовали работы по строительству фасада Рождества. А проект Страстей был готов лишь к 1923 году.

    В 1926 году, Гауди, как обычно погруженный в свои мысли, попал под колеса трамвая. Извозчики отказывались отвозить грязного, без денег и документов старика, и великого архитектора доставили в больницу для нищих, где он и мечтал скончаться. Опознали его только на следующий день, но состояние Гения уже настолько ухудшилось, что реанимационные действия не помогали. Великий Антонио Гауди скончался 10 июня 1926 года, в возрасте 73 лет.

    Гениальный архитектор не оставил после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Все богатство представляли собой наброски, черновики и несколько макетов. Проект возглавил ученик и соратник Гауди Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое величайших архитекторов — Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они изучали сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

    La Sagrada Família строится и по сей день, ориентировочно работы планируют завершить к 2026 году — 100-летию со дня смерти Гауди . Несмотря на это, храм был признан годной постройкой для проведения богослужений, поэтому в 2010 году Папа Римский Бенедикт XVI освятил собор.

    По основному проекту Гауди, все три фасада должны были быть увенчаны четырьмя криволинейными шпилями, Таким образом, храм имел бы 12 вершин, равных числу апостолов. В задумки входила и центральная, самая большая башня с четырьмя шпилями вокруг, символизирующая Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест.

    Восхищает тончайшая детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Антонио Гауди сделал все, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Гений собственноручно снимал слепки с мертворожденных младенцев, а также животных, временно усыпленных хлороформом. На сегодняшний день в La Sagrada Família закончены 2 фасада — Рождество и Страсти Христовы, они весьма подробно излагают священный Новый Завет.

    Внутреннее убранство собора не менее интересно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. Гений во всю использовал законы геометрии, добиваясь визуального развертывания пространства и оптической иллюзии. Интересно, что высота храма составляет 170 метров, что на 60 сантиметров ниже главной горной вершины Барселоны. Как и все у Гауди, это не случайно, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

    Загрузка