Серебряное озеро

  • Addressмузей-заповедник «Гатчина», г. Гатчина, Ленинградская обл., Россия

Перед нами не только фасад дворца, но и самое сокровенное место гатчинского парка — Серебряное озеро. Мы уже говорили о многочисленных бьющих на дне ключах, которые придают воде серебристый оттенок. Самое время раскрыть секрет ограды, со всех сторон окружившей Серебряное озеро.

Многие десятилетия оно снабжает жителей Гатчины ключевой водой. В крутой склон берега со стороны дворца встроена городская насосная станция, которая видна, только если обойти водоем, и потому практически не нарушает очарование парка. Для посетителей парка есть возможность насладиться природной водой в роднике, расположенном у пристани Большого озера.

Благодаря необыкновенной прозрачности воды и глубине до 14 метров, озеро в самом начале царствования Александра III послужило прогрессу военной техники. Это несколько неожиданный для дворцового парка эпизод — показательные испытания первой российской подводной лодки. Одну из ее модификаций можно теперь увидеть в музее ВМФ в Санкт-Петербурге, и сегодня она производит курьезное впечатление. Сильно вздутый в средней части металлический снаряд, с маленьким винтом сзади и окошком спереди, над острым носом, предназначался для одного человека. Им был сам изобретатель — инженер Степан Карлович Джевецкий.

Каменную пристань на Серебряном озере выстроили в 1770-е годы, как часть исключительно романтичного комплекса. В него входят потайная лестница, подземный ход, грот и пристань. Тесная связь увеселительного замка с парком в первоначальном проекте Ринальди создавалась всеми архитектурными средствами. Обратимся к парковому фасаду дворца. Отделка природным камнем, мотивы европейского Ренессанса и готики — все это не имеет аналогов в России XVIII века, зато напоминает старинные английские усадьбы, прекрасно вписанные в природный ландшафт. Возможно, это соответствовало мысли Екатерины II, истинной заказчицы дворца для графа Орлова — подобный замок подарила полководцу герцогу Мальборо английская королева Анна I.

Визуально связывает дворец с парком и мраморная скульптура на низком крыльце. Это аллегорические изображения Войны и Мира работы итальянских скульпторов XVIII века. В это время в Россию приходит европейский язык аллегорий — изображение отвлеченных понятий в виде человеческих фигур с определенными атрибутами. Обе фигуры изящны и декоративны. Войну сопровождает лев — символ мужества и ярости, а Мир, попирающий военные доспехи, держит в руках чертеж — по-видимому, архитектурный.

Загрузка