Павильон Орла

  • Addressмузей-заповедник «Гатчина», г. Гатчина, Ленинградская обл., Россия

Павильон Орла получил свое название по мраморному изваянию птицы, которое размещалось в центре над колоннадой. При Павле павильон именовался «Темпль», что по-французски означает просто «храм», но, возможно, должно было напоминать о легендарном храме, который дал имя ордену Тамплиеров.

Известно, как глубоко Павел увлекался историей этого рыцарского ордена, прославленного во времена позднего Средневековья. И всерьез пытался установить взаимовыгодные политические связи с его преемниками — мальтийскими рыцарями конца XVIII века. Однако мы видим, что в гатчинском павильоне все пропорции, все декоративные элементы и символы взяты из арсенала не средневекового, а античного, традиционного для творчества Винченцо Бренны.

Круглый в плане открытый павильон подчеркнуто оторван от земли, приподнят полуметровым каменным основанием-стилобатом. Половина его окружена глухой стеной и перекрыта высоким полукуполом. При высоте 9,5 метров и диаметре 8 метров павильон выглядит легким и устремленным вверх, благодаря точно найденным пропорциям его частей и открытой колоннаде, над которой почти на метр поднят карниз. Колонны из светло-серого карельского мрамора на высоких каменных постаментах создают игру света и тени, не скрывая трех ниш в задней стене.

В нишах предполагалось разместить статуи Аполлона, Дианы и Венеры, с которыми павильон еще больше походил бы на древнее святилище. Подобие античного храма среди лесов и вод смотрится благородно и романтично, наводит на мысли о богах и героях, подходит для оформления практически любого памятника. Но в отличие от бесчисленных построек в этом стиле, наполнявших старинные усадьбы, гатчинский павильон должен был, видимо, еще и целенаправленно изменить восприятие всей «орлиной» темы.

Статуи античных богов, оставшиеся только в проекте, планировались здесь скорее как декоративное украшение. Главным смысловым акцентом был высеченный из мрамора орел с развернутыми крыльями, который восседал над колоннадой и держал щит с вензелем Павла I. В греческой и римской мифологии орел — птица Зевса, или же Юпитера, верховного бога и повелителя небесного грома. Орел изображается обычно у ног своего господина, с зажатыми в когтях стрелами молний. По-видимому, павильон имел серьезный и торжественный смысл — прославление императора Павла, где сам он приравнивается к Зевсу, а его имя — к разящим непокорных громовым стрелам.

Остров, отмеченный павильоном Орла, входил в один из красивейших прогулочных маршрутов парка. Это так называемый Длинный остров — на самом деле цепь из двух островов, трех мостов и протяженного полуострова, вдоль большей части Белого озера. На него можно было выйти, свернув с Круговой дороги через Захаров остров. В настоящее время сквозного прохода нет, попасть на эту аллею возможно только со стороны дворца, по живописному узкому перешейку между Белым и Серебряным озерами.

Но сохранился входивший в систему Длинного острова мост, облицованный черницкой плитой, который хорошо виден с нашего берега. За свой силуэт он получил название Горбатый мост — центральная часть поднимается над водой более чем на 3 метра при ширине пролета 9 метров. Его сравнивают с архитектурным шедевром XVI века — мостом Риальто в Венеции. Действительно, подобно знаменитому итальянскому собрату, Горбатый мост выполнял одновременно три функции. Он соединил берега, он пластически обогащает виды Белого озера и он служил бельведером — приподнятой над местностью обзорной площадкой. Собственно, обзорных площадок было три — над аркой пролета и на мощных береговых устоях, три небольших каменных террасы, с каменными скамьями и балюстрадами ограждения. К сожалению, в настоящее время балюстрады и разрушены, а скамьи сохранились только на верхней площадке. Нижние площадки связаны с берегами широкими трехступенчатыми лестницами, к верхней сходятся достаточно крутые лестницы в 10 ступеней.

Нужно заметить, что мост сам по себе поразительно живописен благодаря изысканному силуэту и пластической проработке поверхностей. Многочисленные декоративные элементы — полукруглые ниши, выступы-раскреповки, профилированные карнизы не бросаются в глаза, но именно они создают игру света и тени, меняющуюся при смене освещения или точки обзора. Мост-бельведер не нуждается в дополнительных украшениях, но нуждается в реставрации. Как и павильон Орла, Горбатый мост во время Второй мировой войны избежал полного разрушения, но пострадал от взрывной волны упавших рядом бомб. Павильон был серьезно отреставрирован — возвращены на места две сброшенные в озеро колонны, восстановлен поврежденный купол и карниз.

Загрузка