Березовый домик и портал «Маска»

  • Addressмузей-заповедник «Гатчина», г. Гатчина, Ленинградская обл., Россия

Березовый домик даже с самого близкого расстояния выглядит как четыре поленницы разной высоты, сложенные из неокоренных березовых чурок и составленные зигзагом. Такие сооружения «в сельском вкусе» обязательно создавались в романтическом парке.

Строения могли имитировать хижину угольщика или фермерский домик из дикого камня под соломенной крышей, напиленные дрова или укрытую дерном землянку лесоруба. Идеализированные картины сельских радостей и благородная простота жизни в единении с природой были темой серьезных размышлений философов-просветителей XVIII века. И конечно — одним из любимых поэтических образов своего времени, а также — модной игрой утонченного общества.

Вторым непременным элементом игры, который, кстати, постепенно уходит в XIX веке, был контраст внешнего и внутреннего убранства. Эффект неожиданности, сюрприза, столь любимый предыдущей, барочной эпохой, вполне достигался в постройках, скрывающих под сельским фасадом дворцовые помещения. Если у вас есть возможность посетить интерьер Березового домика, это лучше сделать без предварительного прослушивания его описания в нашей экскурсии.

Если же нет — постарайтесь представить себе зал, играющий нежными красками росписей и позолотой резных деталей, убранный драпировками из голубого шелка, с живописным плафоном на потолке и узорчатым наборным паркетом, со светлой нишей-альковом в глубине. Даже размеры зала зрительно обманывают ожидание — он кажется больше благодаря обилию света и игре пространства в многочисленных зеркалах. Живописный плафон заставляет забыть о небольшой высоте домика. На иллюзорные арки, написанные на перекрытии, опирается иллюзорный купол, открывающийся в небо. Небо, конечно, не здешнее, там, среди пронизанных солнцем облаков парят юноша и малыш с гирляндой роз. Это бог теплого ветра Зефир и его сын, бог плодородия Карпус. Красота мира, радость цветения, дыхание беззаботной природы — правда, в очень изящных и продуманных формах. Это несложно понять, даже не читая аллегорических композиций плафона. Достаточно увидеть прямо напротив двери трельяжные решетки, увитые розами, а в углах — круглые столики на львиных лапах. А потом с легким запозданием разглядеть, что цветущие побеги роз написаны по деревянным планкам масляными красками, и на зеркальную поверхность переходят фрагменты росписи — листья и цветы. Еще один изящный обман — каждый столик только на четверть настоящий и на три четверти — отражение в зеркалах. Когда-то столики украшали вазы с цветами — вазы, исполненные из бронзы, также были «четвертушками» с зеркальным продолжением.

Другие объемы «поленницы» скрывали служебные помещения, в том числе кухню — посетителей Березового домика ждал отдых и небольшое угощение. Подобные парковые постройки называют «эфемеридами», подчеркивая их игровой характер и кратковременную жизнь. Не рассчитанные на вечность, они, однако, иногда переживали и своих создателей, и моду, приобретали историческую ценность и чудом сохранялись в огне войны. С Березовым домиком чуда не произошло. Сохранявшийся в течение полутора столетий, он перестал существовать во время Второй мировой войны. Осталось только место в парке, где он стоял. Чудо совершили советские реставраторы в начале 1970-х годов. Березовый домик воссоздан по проекту Александра Кедринского, с использованием подробного архивного описания, предвоенных фотофиксаций и исторических аналогий.

Автор оригинального проекта домика-поленницы, выстроенного в 1780-х годах — швейцарец Анри-Франсуа-Габриэль Виолье. Известно, что ему принадлежат многочисленные чертежи «под диктовку» Павла, лично увлекавшегося составлением архитектурных набросков, что он работал совместно с архитекторами Камероном и Бренной над парками великокняжеских резиденций, участвовал в оформлении первых замыслов императорского Михайловского замка, а Мария Федоровна брала у него уроки живописи.

К Березовому домику Бренна в 1790-х годах добавил строгий каменный портал в античном духе. Его высота 9, а ширина — 13 метров, 16 стройных колонн ионического ордера сгруппированы так, чтобы выделить центральную часть. Пропорциями и композицией он напоминает трехпролетные триумфальные ворота и выглядит особенно торжественно, когда поднимаешься к нему со стороны аллеи. Но вскоре взгляд обнаруживает широкие скамьи, перекрывшие боковые пролеты, а позади резных каменных капителей колонн вырисовываются ряды березовых поленьев. Такой маленький ансамбль еще более, чем отдельный домик-сюрприз, приближается к «обманке», шутке в барочном духе. Не случайно портал назвали «Маска». Возможно, он также наводил на мысль о гордых античных руинах, ставших пристанищем пастухов и бродяг — это очень популярный мотив в живописи конца XVIII — начала XIX веков.

Бренна, по-видимому, не упускал из вида и еще один очень важный аспект. Парковые затеи все же остаются парковыми затеями, иначе они будут выглядеть не торжественно и не романтически, а карикатурно. Поэтому портал «Маска» со скамьями в боковых пролетах играл роль беседки, где можно отдохнуть на воздухе.

Загрузка