Усадебный дом парка Монрепо

  • Addressмузей-заповедник «Парк Монрепо», г. Выборг, Ленинградская обл., Россия

В Средние века на месте парка Монрепо располагалось сельскохозяйственное угодье для жителей Выборгского замка — Лилль-Ладугорд. В 1759 году этим поместьем стал управлять обер-комендант Петр Алексеевич Ступишин. Для своей семьи Ступишин начинает строительство усадьбы. В небольшой долине был построен деревянный дом, а рядом с ним разбит приусадебный регулярный парк.

Усадьбу и долину Петр Алексеевич назвал в честь своей супруги — Шарлоттенталь. Аллея парка доходила до берега. Остатки ее можно увидеть и сейчас. На юго-западной стороне аллеи находилась оранжерея длиной 82 метра. Рядом вырыли колодец, сохранившийся до наших дней. Боковые ризалиты оранжереи были обращены в сторону берега. О существовании каких-либо еще сооружений в усадьбе Ступишина сказать трудно. К оранжерее и к дому вели две дороги. У их развилки находился холм естественного происхождения, которому придали искусственный вид. Предполагают, что на его вершине стояла беседка или павильон. В будущем парке росли только хвойные деревья. Но при Ступишине здесь начали сажать лиственные деревья и кустарники. Вдоль аллеи высадили липы.

Петр Алексеевич был владельцем усадьбы и острова Линнасаари до своей смерти в 1782 году. Впоследствии она перешла к выборгскому наместнику принцу Фридриху Вюртембергскому, брату будущей жены Павла I — Марии Федоровны. При нем усадьбу реконструировали и превратили ее в пейзажный парк, расширив площадь до 16 га. На территории парка появилось два новых дома, построенных друг напротив друга. Один из них был большим и предназначался для наместника. Фасад этого здания обшили тесом. К центральной части дома примыкало два одноэтажных крыла. Возводились и другие постройки: конюшня, кладовые, сараи. Дом, принадлежавший Ступишину, разбирать не стали. Но старую оранжерею снесли и построили новую. Напротив нее устроили дом садовника. В парке посадили новые деревья: дубы, клены, березы, ясени, вязы, туи. Кстати, ограды у парка не существовало.

Новым владельцем парка Монрепо стал бывший учитель Павла Петровича, секретарь великой княгини Марии Федоровны — Людвиг Генрих Николаи. Семья Николаи была очень уважаемой в Германии. Отец Людвига хотел, чтобы сын последовал по его стопам. Завершение паркового ансамбля Монрепо произошло при сыне Людвига — Пауле Николаи. Пауль родился в 1777 году в Петербурге. В 1801 году Монрепо перешло в собственность Людвига, а вход посетителям в частный парк стал доступным при Пауле Николаи. Стоимость билета в Монрепо в конце XIX века составляла 15 копеек. Дети до 10 лет в сопровождении взрослых могли проходить бесплатно. Все вырученные деньги шли в дом бедных, находившийся на острове Сорвали. Парк был открыт ежедневно, кроме вторника и пятницы, с 9:00 до 22:00 чч. Недоступными местами для прогулок посетителей оставались: остров Людвигштайн, оранжерея и огород. Также специальной ленточкой ограничивался подход к усадебному дому.

К началу XIX века дом Ступишина разобрали. На его месте появились пристройки к усадебному дому. Вообще облик усадебного дома в это время сильно меняется. Над этим работал итальянец Джузеппе Антонио Мартинелли. О его жизни практически ничего не известно. Венецианец по происхождению, Джузеппе приехал в Россию в 1766 году по приглашению графа К. Г. Разумовского. Он стал реставрировать картины, приобретаемые графом, и размещать их в доме Разумовского. С 1775 года Джузеппе начал работать в Эрмитаже, где занимался оценкой картин, их развеской и реставрацией.

В 1796 году Мартинелли переехал в Монрепо. Он был хорошим другом Людвига Николаи. Предполагают, что Мартинелли следил за работами, развернутыми в парке: перестройкой усадебного дома и библиотечного флигеля, ландшафтным строительством. К усадебному дому были также сделаны симметричные пристройки вровень с выступающей центральной частью здания. Дом украсили портиком и пилястрами. К колоннаде проложили лестницу, выполненную в барочном стиле. Впоследствии эту лестницу разобрали. В упрощенном варианте лестницу все же восстановили в 1960-е годы. Под окнами верхнего этажа фасада вырезали круглые барельефы, три из них которых были посвящены античным сюжетам.

На первом этаже разместились комнаты владельцев дома. Второй этаж предполагался для спален и гостей. Особой пышностью выделялась семейная гостиная. Это большое по размерам помещение с высоким потолком. На потолке виднелся огромный плафон с изображением Марса и Венеры с амурами. Он остался еще от принца Вюртембергского. В этом зале стояло два рояля и бильярдный стол. Комнаты усадебного дома украшались различными картинами, бюстами, гравюрами. На картинах были изображены портреты членов семьи Николаи, представителей царского рода, пейзажи парка. В помещениях дома размещалась коллекция скульптуры и оружия.

Теперь несколько слов о постройке напротив усадебного дома. Этот флигель построен еще при принце Вюртембергском. Благодаря стараниям архитектора Мартинелли дом приобрел более изящный вид. В башенке с флюгером разместили колокол, а на фронтоне установили круглые часы. По сторонам мезонина, расположенного над центральным входом, установили барельефы. Они также изображали античные сюжеты. При Пауле Николаи в северо-восточном крыле здания устроили библиотеку. Соответственно и сам флигель получил название библиотечного. Здесь хранились еще те книги, которые начали собирать Людвиг Николаи и его друг Ф. Г. Лафермьер. Впоследствии, как уже говорилось ранее, эта библиотека была перевезена в Хельсинки.

Дойдя до конца старой ступишинской аллеи, которую провели до ограды, можно было выйти к огромному гранитному камню, окруженному соснами. На камне сделали смотровую площадку, к которой вела лестница с разукрашенными перилами. На вершине камня стоял огромный зонт. Вся композиция получила название — «Китайский зонтик на камне». Отсюда была видна панорама не только парка, но и города Выборга. Рядом с зонтом в 1830 году поставили ворота, разработанные архитектором К. Энгелем в псевдоготическом стиле. Над аркой установили герб семьи Николаи. Ворота реконструировали в 1983 году.

Загрузка