• Apple phone app link
  • Android phone app link

Москва. Бульварное кольцо. Часть II

СкачатьМобильный путеводитель×
  • 2
    часа
  • 1экскурсия
  • 17точек
  • 3.9км

О туре

Все материалы предоставлены сайтом Audiogid.ru

Вторая часть аудиоэкскурсии рассказывает о достопримечательностях Петровского, Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Покровского и Яузского бульваров, а также примыкающих к ним улиц.

Что вы увидите

Наше путешествие по Бульварному кольцу продолжается через Петровский бульвар. Здесь находится бывшее здание ресторана «Эрмитаж», с которым связано множество городских легенд. Маршрут включает в себя Трубную площадь, Рождественский бульвар, площадь Сретенские ворот, где почти каждое здание может рассказать историю. Повествование пойдет и о близлежащих переулках, которые также богаты своим культурным и архитектурным наследием, — о Малом Кисельном и Милютинском. Сретенский бульвар плавно переходит в бульвар Чистопрудный, а отделяет их площадь Мясницкие ворота. В этой местности можно увидеть легендарную Меншикову башню — замечательный памятник старинной архитектуры, и другие прекрасные исторические здания.

Увлекательный путь в прошлое столицы лежит через знакомство с Большим Харитоньевским переулком, с площадью Покровские ворота и Покровским бульваром, который тянется до места, где когда-то располагалась знаменитая Хитровка — преступный и опаснейший район прежней Москвы. Особенно дурной славой пользовались ночлежки и кабаки, расположенные у Хитровой площади и на Подколокольном переулке. Находящийся совсем рядом Яузский бульвар слыл более спокойным и благополучным районом. Бульвар продолжается до площади Яузские ворота, на которой стоит Воспитательный дом — одна из известнейших достопримечательностей Бульварного кольца.

Интересные факты

  • В знаменитом ресторане «Эрмитаж», как известно, студенты часто справляли Татьянин день. Празднование всегда было очень пышным и веселым. О нем в одном из своих шутливых фельетонов писал Антон Павлович Чехов: «В этом году выпито все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что она замерзла... Пианино и рояли трещали, оркестры, не умолкая, жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипели... Тройки и лихачи всю ночь летали от Москвы к Яру, от Яра в Стрельну... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди...»
  • В 1912 году в доме на Милютинском переулке обосновался первый московский театр миниатюр «Летучая мышь». Вырос он из мхатовских капустников, проходивших с 1908 года в доме Перцова на Пречистенской набережной (№ 35). Здесь после спектаклей отдыхала театральная богема и приближенные к ней: шутили, смеялись, выступали перед товарищами на маленькой сцене. На один из таких вечеров Иван Бунин «приводит» героиню «Чистого понедельника»: «Она... пристально смотрела на актеров... на большого Станиславского с белыми волосами и чёрными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице — оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан...». В то время оказаться на месте бунинской героини мечтали многие, ведь где еще увидишь Шаляпина и Собинова, демонстрирующих французскую борьбу, или Качалова, танцующего польку! Создателем театра был артист Николай Балиев, один из первых в России конферансье. Само это слово вошло в обиход вместе с его представлениями. А финансировал это предприятие меценат и нефтепромышленникк Николай Тарасов. По легенде, когда они пришли осматривать подвал перцовского дома, навстречу им вылетела из темноты летучая мышь. Так и родилось название театра.
  • В одном из зданий по Петропавловскому переулку в свое время жил Павел Петровчич Свиньин — личность, кстати, довольно любопытная. Он был известным литератором своего времени, правда, заслужил славу «русского Мюнхгаузена» за то, что описывал места, в которых не бывал, и вообще любил приврать. Писатель Александр Измайлов написал про Свиньина басню «Лгун», а Пушкин — сказку «Маленький лжец». Кстати, с Александром Сергеевичем Свиньин был хорошо знаком и даже находился в дальнем родстве. В 1825 году они вместе отправились в Бессарабию. Там со Свиньиным случилось множество курьезов и приключений. И когда Николай Васильевич Гоголь попросил Пушкина дать ему сюжет для новой, чисто русской комедии, Александр Сергеевич подарил ему не только сюжет, но и героя — Павла Петровича Свиньина, ставшего прототипом Хлестакова из знаменитой комедии «Ревизор».
Загрузка