• Apple phone app link
  • Android phone app link

Москва Чехова. Прогулки по городу

Сад «Эрмитаж»

17 декабря 1898 года в саду «Эрмитаж» состоялась премьера «Чайки» Антона Павловича Чехова, ставшая настоящим триумфом не только самого драматурга, но и Московского Художественного театра, не побоявшегося поставить пьесу, двумя годами ранее потерпевшую фиаско на сцене знаменитой петербургской Александринки.

Свою знаменитую «Чайку», созданную «вопреки всем правилам драматического искусства», Чехов писал в несколько этапов — пьеса давалась ему непросто и была в буквальном смысле выстрадана. Тем большее разочарование и даже отчаяние испытал драматург, когда его творение с треском провалилось на первом же показе в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Что послужило причиной провала, сейчас судить сложно. Возможно, все сразу: и необычная форма подачи материала, и неспособность режиссера должным образом воплотить творческий замысел драматурга, и непонимание актеров, и неподготовленность публики.

Когда Немирович-Данченко обратился к Чехову с просьбой разрешить постановку «Чайки» в МХТ, тот решительно отказался, опасаясь не пережить второй возможный провал и называя театр «эшафотом для драматурга». Однако режиссер не сдавался и продолжал упрашивать писателя до тех пор, пока Чехов не дал свое согласие.

Чуть больше двух лет пьеса, ставшая впоследствии одним из лучших драматических произведений XX века, шла к московскому зрителю. Судьбоносная премьера состоялась 17 декабря 1898 года на сцене театра сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, здание которого в то время арендовал МХТ. Сам Антон Павлович Чехов на премьере присутствовать не смог — он переживал обострение туберкулеза. Между тем, пьесу ждал бешеный успех, в одночасье перенесший Чехова с «эшафота» на вершину славы и общественного признания.

Год спустя, 26 ноября 1899 года, также на сцене театра сада «Эрмитаж» состоялась премьера пьесы Чехова «Дядя Ваня», а еще двумя годами позже — 31 января 1901 года — прошел показ пьесы «Три сестры». Когда МХТ окончательно переехал в Камергерский переулок, обретя великолепное здание в стиле модерн, реконструированное архитектором Федором Шехтелем по заказу Саввы Мамонтова, летящая чайка стала фирменной эмблемой театра.

Загрузка