• Apple phone app link
  • Android phone app link

Москва. Архитектурные прогулки. Федор Шехтель

СкачатьМобильный путеводитель×
  • 1
    час
  • 1экскурсия
  • 8точек
  • 2.5км

О туре

Вы можете ничего не знать о Федоре Шехтеле, но наверняка не раз видели его работы. Вы можете не любить стиль модерн, но спокойно пройти мимо архитектурных шедевров одного из самых знаменитых зодчих России начала XX века у вас вряд ли получится — настолько они необычные, фантастические, грандиозные. Не будет преувеличением сказать, что Шехтель внес бесценный вклад в формирование облика современной Москвы, которую сегодня уже невозможно представить без банкирского дома братьев Рябушинских и особняка Морозова, а также без легендарного МХТ и сказочного Ярославского вокзала.

Федор Осипович Шехтель (1859—1926) обладал поистине уникальным талантом и феноменальной работоспособностью, в результате чего оставил после себя впечатляющее наследие, представленное сегодня великолепными образцами, так называемого классического «московского модерна», которые стали символами не только Серебряного века русской культуры, но и своеобразным архитектурным воплощением непростой, но по-своему прекрасной эпохи рубежа XIX—XX веков.

Что вы увидите

Особенность стиля модерн — текучесть форм и отказ от прямых углов в пользу плавно изогнутых линий, получивших название «удар бича». Кроме того, модерну свойственны блеклые холодные тона (лиловый, изумрудный, голубой и т.д.) и обилие растительного и животного орнамента, в основном изображающего «нетипичных» представителей флоры и фауны. Фасады домов украшались совами, стрекозами, чертополохом, ирисами, кувшинками и прочими «странностями», а также кудрявыми женскими головками с «русалочьим» взглядом.

Модерн — пожалуй, один из самых неоднозначных и недолговечных художественных стилей ушедшего века. За 20 лет он успел пережить триумфальный взлет и столь же стремительное падение, повлекшее за собой полное забвение и упадок. Лишь в начале XXI века, то есть фактически сто лет спустя, он вновь возродился из пепла, словно мифическая птица Феникс, изображения которой были популярны у мастеров этого удивительного, «бесстыжего» стиля, как называл его Валерий Брюсов.

Несмотря на то, что новый стиль был принят большинством российских обывателей как «декадентский», слишком вычурный и безвкусный, он, в то же время, нашел живой отклик в кругах богатых русских промышленников и предпринимателей. Именно благодаря им Москва в начале XX века интенсивно застраивалась невероятными по красоте и оригинальности доходными домами, особняками, зданиями банков и типографий, а также различными торговыми предприятиями.

Пик творчества Федора Шехтеля совпал с расцветом стиля модерн в Российской империи, главным выразителем которого зодчий и стал волею судьбы. Вдохновленный своими состоятельными заказчиками, любившими иногда «пустить пыль в глаза» друг другу, Шехтель много и с упоением строил, наполняя Москву невиданными доселе архитектурными формами. «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского», — писал о Федоре Осиповиче один из его современников.

Интересные факты

  • Имя Шехтеля при рождении — Франц-Альберт. Федором Осиповичем он стал после того, как принял православие.
  • Несмотря на то, что профессиональная деятельность Федора Шехтеля тесно связана с Москвой, где он прожил большую часть жизни, родился он в Санкт-Петербурге. Его предки были немецкими колонистами, приехавшими в Россию из Баварии в конце XVIII века и на некоторое время осевшими в Саратове. Шехтели были состоятельными людьми — им принадлежали магазины и дома в крупнейших городах Российской империи, а также ткацкая фабрика и крахмальный завод.
  • В разных странах мира художественный стиль, в России именовавшийся модерном, имел разные названия: во Франции — арт-нуво, в Германии — югендштиль, в США — тиффани, в Италии — либерти, в Австрии — сецессион, в Испании — модернизмо, в Швейцарии — еловый стиль и т.д.
  • В подлинном модерне любой объект считается единым организмом. Например, если речь идет о строительстве дома, то его проект разрабатывается полностью — от фасада до декора интерьера.
  • Считается, что стиль модерн начался с журнальной публикации вышивки «Альпийская фиалка» немецкого художника Германа Обриста. Именно это изображение получило неофициальное название «удар бича» (кнута, хлыста), охарактеризовавшее впоследствии весь стиль.
Загрузка