Собор Святого Петра в Женеве (Cathédrale Saint-Pierre de Genève)

Собор Святого Петра в Женеве — одна из основных достопримечательностей города и главный храм кальвинистской церкви. До 1535 года был католическим, затем протестанты, победившие в религиозных распрях, изгнали епископа в Савойю и присвоили храм себе, а католики обходились без него еще триста лет, пока в конце XIX века не построили собор Нотр-Дам.

Христианский храм и баптистерий (здание, предназначенное для крещения) на месте собора существовали еще в IV веке. Позднее здесь строились церкви, которые постепенно, с увеличением паствы разрастались в размерах. Строительство нынешнего здания началось в 1160 году и продолжалось около 150 лет. В 1406 году к храму была пристроена часовня Маккавеев (Chapelle des Macchabées).

Современный фасад собора выполнен в стиле классицизма в середине XVIII века. До этого там был готический портал с витражным окном-розеткой, разбитой протестантами в 1535 году. Туринец Бенедетто Алфиери (1699-1766), создавший портик с прекрасными колоннами коринфского ордера, отказался брать за работу деньги. Благодарные горожане вместо денег преподнесли ему в подарок огромный бриллиант.

В 1896 году у собора появилась последняя значимая деталь — к нему пристроили высокий металлический шпиль на том месте, где когда-то существовал деревянный. Теперь его видно практически из любой точки в центре. Из-за долгой истории и нескольких реконструкций, в архитектуре собора можно найти черты совершенно разных стилей из-за чего он смотрится несколько комично.

Внутри храма сохранились романские и готические капители (верхняя часть колоны) с барельефными изображениями. После того, как он перешел от католиков к протестантам, здесь не осталось большей части внутреннего убранства — толпа выбила двери, разбила витражи и плиты пола. Помимо этого почти все фрески были замазаны побелкой, а орган вытащили из храма и пустили на посуду для госпиталя. Сохранились только витражи в апсиде (алтарной выступающей части храма), они сейчас находятся в Музее искусства и истории. Нынешние витражи созданы в XIX веке.

Чудом уцелел и алтарь, нарисованный знаменитым художником Северного Возрождения Конрадом Вирцом (ок. 1400—1446). Сейчас оставшаяся от него часть — картина «Чудесный улов» — хранится во все том же Музее искусства и истории.

Стоит заглянуть в часовню Маккавеев. Она выглядит почти так же, как и до Реформации. Хотя оригиналы фресок находятся в музее, копии тоже несказанно хороши. И еще следует обратить внимание на стул Кальвина — человека, во многом благодаря которому Женева стала оплотом Реформации. Утверждается, что «Женевский папа» (как называли Кальвина злые языки) сидел на этом неприметном стуле во время диспутов.

Интересны 45 соборных колоколов, которые распределены по двум колокольням. Крупнейшие из них — La Clémence (Клеманс) и La Bellerive (Бельрив). Первый весит около 6 тонн и был отлит в XV веке. Считается, что он защищает Женеву от различных бедствий. В соборе также функционирует карильон — музыкальный механизм, в составе которого насчитывается 37 колоколов. Он исполняет в автоматическом режиме различные патриотические и религиозные композиции.

С башни собора открываются красивые виды на город. На нее стоит забраться, несмотря на то, что для этого потребуется готовность заплатить за подъем и преодолеть 157 крутых ступеней.

Загрузка