Тавры — первые жители Крымского полуострова

«Вся эта страна отличается необычайно холодными зимами; здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи ты не получишь... Замерзает море и весь Боспор Киммерийский... Вот такая зима бывает в течение восьми месяцев непрерывно; и в остальные четыре месяца здесь холодно». Так описывал Крымкий полуостров древнегреческий историк, автор первого исторического трактата — Геродот Галикарнасский. Ему же принадлежит первое упоминание о таврах — народе, населяющем древнюю Таврику (первоначальное название полуострова).

Самое значительное количество таврских поселений было сконцентрировано на Южном побережье Крыма, преимущественно от Феодосии до мыса Айя. Точное происхождение этноса до сих пор неизвестно, но некоторые исследователи выдвигают предположения, что тавры являлись выходцами с Центрального и Северного Кавказа, а также, вполне могли существовать как отдельный этнос, сформировавшийся непосредственно на Крымском полуострове. На сегодняшний день известно, что древние племена заселяли Тавриду с VI века до н. э.

Жилища состояли преимущественно из камня, селились тавры в хорошо укрепленных предгорных долинах, недалеко от водоемов. Основным видом деятельности было примитивное земледелие и рыбная ловля. На сегодняшний день известны десятки исторических памятников, принадлежащих таврской культуре. К ним относятся древнее поселение Уч-баш недалеко от Инкермана; Ашлама-Бере, расположенное в нескольких километрах от Бахчисарая; Балаклавское поселение, обнаруженное в одноименной бухте и другие пещерные стоянки и капища. Бесспорно, самой значительной находкой современного периода являются таврские могильники, так называемые каменные ящики. К сожалению, практически все они были разграблены, однако по сохранившимся артефактам можно судить, что захоронения имели массовый характер — по всей видимости, каменные углубления в земле служили своеобразными семейными усыпальницами. Тела умерших плотно укладывались в ящики, затем истлевшие останки тщательно «вычищались», а на их месте оставались лишь черепа. Так в одном из могильников было обнаружено около 70-ти черепов, принадлежащих членам одной общины.

Главным божеством тавры считали Деву, олицетворявшую плодородие. Это же свидетельствует о матриархате, который царил в племенах. Древнегреческий географ и ученый Страбон упоминал, что главным местом поклонения Деве тавры считали храм, некогда возвышающийся на горе Аюдаг (ныне поселок Партенит). Культ матриархального божества был распространен и в Херсонесе (VI—III в. до н. э.) — во времена, когда его заселяли античные греки. На протяжении трех столетий тавры и греки мирно соседствовали друг с другом, но, начиная с 300 года до н. э., племена тавров начали вести захватнические войны, пытаясь отвоевать у греков земли под виноградники. В этот же период началась ассимиляция таврских племен и скифского этноса. Это было связано, прежде всего, с перемещением Скифского государства в Крым и с периодом образования Неаполя Скифского. По заключению многих историков так закончилась история существования тавров как отдельного народа, впоследствии их стали называть «тавроскифами», а вскоре в Крыму наступил период полного Скифского господства.